Передаточное число редуктора

perednij_reduktor

Передаточное число редуктора - это отношение вращения кардана к вращению колес. Другими словами - сколько оборотов должен сделать карданный вал, чтобы колеса повернулись на один оборот. 

В большинстве случаев это число и не нужно знать, люди годами могут ездить на машине и не знать, какое передаточное число у их автомобиля. Но если Вы сами занимаетесь ремонтом своей “Нивы”, тогда это знание может Вам понадобиться: у Нивы постоянный полный привод (передний и задний редукторы постоянно находятся под нагрузкой) и передаточные числа редукторов должны быть одинаковы. 

Случилось у меня так, что на рыбалке влез в тяжелую грязь. Густая, липкая…

Включил блокировку раздатки и почти сразу затрещал передний редуктор.

Из той грязи я всё-таки выбрался, с треском на весь лес, но вылез. 

Домой пришлось ехать с включенной блокировкой: выключаешь блокировку - трещит, но не едет!

Приехал домой, нужно разбирать, смотреть: то ли в ремонт, то ли на замену. Заехал родственник, посоветовал сразу купить “шестерочный” редуктор и менять, что там думать… Почему “шестерочный”? - Потому что на 20213-е Нивы ставится “шестерочный” редуктор.

Я говорю: я ж не знаю продавца, покупал не в нашей деревне. А вдруг он поставил не тот, что нужно, а какой был под рукой, лишь бы продать? - Не может быть. - Почему? - Потому что на 213-ю ставится “шестерочный”. Вот как-то неубедительно.

Ни разу не слышал, чтобы кто-то пробовал ставить на Ниву разные редукторы, но теоретически, если поставить разные, она все-равно будет ехать. За счет дифференциала в раздатке. Пока не заблокируешь раздатку. После этого, что-нибудь должно отломиться. Трудно сказать, что именно, но найдет слабое звено.

И что интересно: я понимаю, что редукторы должны быть одинаковые, но вот пришла глупая мысль в голову и никак от неё не избавиться. Вроде и блокировку на раздатке я уже включал, все работает, но в голове все какие-то отмазки находятся, мол там дорога скользкая была, может из-за этого выдержала…

Короче, нужно убедиться в том, что у меня редукторы одинаковые, по другому я от этой глупости не избавлюсь, т.е. в моем случае на перед нужно ставить такой же редуктор, какой стоит сзади. 

Передний в любом случае разбирать, а как узнать какой редуктор стоит сзади, не разбирать же его? Вот в этом случае и нужно посчитать передаточное число.

Какие бывают  редукторы

Всего на классику ВАЗа было четыре разных редуктора. Их часто различают по названию модели, для которой он был разработан: “копеечный”, “троечный”, “шестерочный” и самый редкий “двоечный”.

“Копеечный” редуктор (из названия) ставился на ВАЗ 2101 (а также на 21011, 21213) - 2101-2402010 43/10 4,3. Тут 2101-2402010 - обозначение редуктора по каталогу, 43 - число зубьев на ведомой шестерне главной пары, 10 - число зубьев на ведущей шестерне. Если разделить 43 на 10, получается передаточное число редуктора 4,3 - ведущая шестерня сделает 4,3 оборота, чтобы ведомая провернулась на один оборот. Но ведущая шестерня соединена через крестовину с карданом, а ведомая с приводом колеса (или с полуосью, если редуктор задний), поэтому можно говорить, что кардан сделает 4,3 оборота, чтобы колеса провернулись на один.

“Троечный” редуктор самый распространенный, кроме, собственно, “тройки”, ВАЗ 2103 ставился на модели: 2104, 21043, 2105, 21053, 21061, 21063, 21072.

Обозначается: 2103-2402010 - 41/10 передаточное число - 4,1.

“Шестёрочный” редуктор ставился на - 2106, 21065, 2107, 21074. 2106-2402010 43/11 3,9.

И самый редкий редуктор - “двоечный”. 2102-2402010 40/9 - 4,44. Ставили на ВАЗ 2102 и 21021.

На Ниву 2121 ставился редуктор 2121-2402010 с такими же характеристиками, как у “троечного”, 41/10 и передаточным числом 4,1. Отличался он от “троечного” установкой стальных шайб вместо бронзовых. Но это по техническим данным завода, как там на самом деле было - не могу сказать, потому как отличие “шестерочного” от того, который ставится на Ниву 21213 в тех же шайбах, но я купил на замену “шестёрочный” редуктор и не видел там бронзы. Так что настаивать не буду.

В редукторах ВАЗ 21213, 21214 и 2131, а также на “Шнивы” ставились в основном редукторы 3,9, “шестерочные”, но это не факт. В интернете есть “информационное письмо ВАЗа”, не знаю, настоящее оно или нет, в нем написано, что по причине отсутствия нужных редукторов, на некоторые машины могут быть установлены другие, в зависимости от наличия… 

Так что лучше уж проверить перед покупкой, какой именно редуктор Вам нужен.

Есть еще один нюанс: на 21213 и 21214 до четвертого квартала 2003 года стояли передние редукторы с шестернями приводов на 22 шлица, с четвертого квартала стали ставить на 24 шлица. На Ниву 2131 с 24 шлицами стали ставить с сентября 2009 года и на Ниве Шевроле в 2002 году тоже ставили 22 шлица. 

Можно по году выпуска вашей машинки определить, на сколько шлицов искать редуктор. 

Если же уверены, что у Вас стоят родные редуктора, то придется посчитать. Я бы посоветовал в любом случае посчитать: вдруг на Вашу машину как раз не хватило нужных? 

Я посчитал шлицы на приводе - 22! Но для чего я это делал, не понятно. Потому что когда договаривался о покупке б/ушного редуктора от “семерки”, про шлицы даже не вспомнил, не спросил, сколько там шлицов :)) Но повезло!

Потом только узнал, что в задние редукторы всегда ставятся 22 шлица на любой машине.

Я уже писал, что редукторы должны быть одинаковые спереди и сзади. Но можно поставить не только “шестерочный” или “троечный”, если у Вас ВАЗ 2121.

Знаю человека, который специально искал два “двоечных” редуктора, чтобы поставить на свою “Ниву”. Дело в том, что у него “Нива” - второй автомобиль и он у него только для покатушек, поискать где побольше грязи. Поэтому его не интересует скорость, а хочется побольше мощности на колеса, так что если захотите поменять редукторы на своей Ниве, помните, что должны быть оба с одинаковым передаточным числом и от величины передаточного числа зависит, с какой скоростью будет ездить Ваша ласточка.

Чем больше передаточное число (у “двоечных” редукторов - 4,44), тем больше мощности на редукторе. А чем меньше передаточное число (“шестерочный” - 3,9), тем больше скорость вращения колес при одинаковых оборотах двигателя и одной передаче в КПП.

Как посчитать передаточное число редуктора

С передним редуктором у меня проблем не было: всё равно его придется разбирать, там и увижу - сбоку на ведомой шестерне выбиты цифры. Марка главной пары и количество зубьев на ведущей/ведомой шестернях, как на фото:

markirovka-shesteryon-glavnoj-pary-reduktora

Как посчитать передаточное число заднего редуктора? Не разбирать же мост, чтобы посмотреть, какие цифры там не шестеренке.

Пошел в интернет. Нашел два способа, точнее два варианта одного способа: в одном случае нужно два человека - один крутит колесо, второй считает обороты кардана. Во втором случае за кардан крепится веревочка, потом считают, сколько витком этой веревочки намоталось на кардан.

Первый способ не подошел, потому как не хочется кого-то отвлекать от своих дел своими “мелочами”, веревочка тоже как-то не по вкусу: у меня же есть фотоаппарат, который снимает видео и телефон тоже может это делать, так что обойдусь без веревочки.

Вывесил левое колесо на домкрате, поставил фотоаппарат так, чтобы видно было кардан, на кардан краской поставил метку, чтобы по ней легче было считать обороты и начал крутить колесо. 

Вывесил левое колесо, потому что мне так было удобнее, можно и правое так же приподнять, если Вам так удобнее. Почему я тут пишу это: есть у меня знакомые “механики”, которые доказывали мне, что провернуть двигатель у машины можно приподняв левое колесо и поворачивая его (не забыв включить скорость). Но только левое! Потому что оно ведущее! На самом деле нет разницы, какое колесо вывешивать - какое удобнее, то и вывешивайте.

После этого прокрутил колесо на 20(!) оборотов и выключил съемку видео. Поставил колесо на место, в смысле на землю и пошел домой. Скинул видео на компьютер и дома, в спокойной обстановке, на большом экране посчитал, сколько оборотов у меня прокрутился кардан. Получилось 39, т.е. если разделить на 10, получится то же, что и на переднем редукторе.

Если на переднем редукторе были цифры 11/43, сорок три разделить на одиннадцать получится 3,9, на заднем редукторе у меня тоже получилось те же 3,9. 

Почему крутил колесо на 20 оборотов? В самом начале заметки писал: передаточное число - это отношение числа оборотов ведущей шестерни (в нашем случае - кардана) к числу оборотов ведомой шестерни (у нас можно считать - оборотов колеса). Получается на 3,9 оборота кардана - один оборот колеса. Но 3,9 трудно измерить на глазок без каких-то специальных приспособлений, можно только примерно сказать, что около 4. Ну так и 4,1 тоже около четырех! Поэтому проще измерить все умноженное на 10. 39 оборотов кардана на 10 оборотов колес.

Но, десять оборотов колеса сделают во время движения, когда редуктор крутит оба колеса, а когда одно колесо заблокировано, тогда второе колесо будет крутиться в два раза быстрее (если не забыли со школы геометрию, это легко понять). Поэтому вывешенное колесо крутим на 20 оборотов, а полученное число вращений кардана делим на десять.

Подводим итоги

Ну вот, на этом моя душа и успокоилась! Хоть и понимал, что должны быть одинаковые редукторы, но попала в голову дурная мысль и не давала покоя, пока не убедился, что она действительно неправильная, мягко выражаясь.

Буду очень рад, если моя заметка кому-нибудь поможет.

Пишите в комментариях, если что-то непонятно или нужно уточнить, делитесь в соцсетях (жмите “поделиться” под заметкой).

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение